В мире цифровых технологий правит контент. И если «Илиада» или народные сказки дошли до нас только потому, что их передавали из уст в уста, не заботясь о первоначальном авторе и порой добавляя в произведение собственные идеи, то в современных реалиях обращаться с результатами чьего-то творчества надо значительно более осторожно, ведь они находятся под защитой закона об авторском праве.
Немного истории
Идея о том, что автору произведения принадлежат исключительные права на него, аналогичные имущественным правам, впервые была сформирована в Великобритании в 1710 году. Документ под названием «Статут королевы Анны» запрещал тиражировать произведение без согласия автора в течение 14 лет после его создания. Этот срок мог быть продлен еще на 14 лет, а потом объект творчества переходил в свободный доступ.
В Конституции США 1787 года также есть пункт о закреплении за авторами исключительных прав на их «сочинения и открытия» — это относилось к сфере деятельности Конгресса. Похожий пункт есть и в Декрете 1791 года, опубликованном во Франции.
Однако само понятие интеллектуальной собственности и авторского права на нее возникло почти 100 лет спустя, в 1879 году, и было закреплено в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Сформулированные в ней принципы защиты авторских прав используются во многих странах мира, а ее участниками на текущий момент является более 160 государств мира.
Что такое авторское право
Авторское право — это закрепленное законодательными нормами право создателя на интеллектуальную собственность: научные, литературные или художественные произведения. К объектам интеллектуальной собственности можно отнести:
- тексты (книги, статьи, стихотворения, посты в социальных сетях и т. д.);
- фото- и видеоматериалы (фотографии, коллажи, видеоролики, фильмы, подкасты, передачи);
- арт-объекты (картины, наброски, инсталляции, скульптуры);
- дизайн (постеры, журналы, фирменный стиль);
- музыку (сочиненную и записанную);
- товарные знаки (логотипы, слоганы, названия);
- персонажей книг, фильмов, мультфильмов;
- программное обеспечение;
- изобретения.
Виды прав
Необходимо достаточно четко разграничивать авторские права и права собственности на произведение. В момент его создания автор является обладателем как авторских прав, так и права собственности, однако он может передать последние другим людям или организациям.
Хороший пример этого — статья, написанная профессиональным журналистом, который является сотрудником редакции журнала. Авторские права всегда будут принадлежать журналисту, однако в большинстве трудовых договоров с лицами творческих специальностей прописан пункт о том, что права собственности на созданные ими материалы принадлежат работодателю — организации, сотрудниками которых они являются. В этом случае журнал имеет право публиковать статью с указанием имени ее автора или, по согласованию с ним, без подписи, но не может подписывать ее другим именем.
Право собственности может быть исключительным (правообладатель является единственным и полным владельцем и может использовать материалы по своему усмотрению в любых источниках) или ограниченным (например, выкуп фото строго для публикации в конкретном выпуске журнала).
Как подтвердить и оформить авторские права
Право автора на свое произведение возникает в момент его создания и регистрации не требует, однако возможность неправомерного использования объекта интеллектуальной собственности существует всегда, и дополнительные доказательства авторства могут быть очень полезны в случае судебного разбирательства. Существует множество способов это сделать, однако чаще всего используются следующие:
- Публикация произведения на сайте или на странице в социальных сетях с указанием имени автора. Датой возникновения авторского права будет считаться дата публикации.
- Заключение договора. Этот способ часто используется при создании материалов «на заказ»: например, если организация поручает исполнителю создать текст или разработать дизайн корпоративного буклета, выплачивая ему определенный гонорар. В этом случае необходимо обратить особое внимание на пункты, закрепляющие авторское право на произведение за его создателем, а также описывающие процедуру передачи прав собственности заказчику.
- Депонирование — передача произведения на хранение с регистрацией факта передачи. Услуги депонирования оказывает ряд организаций, среди наиболее значимых можно назвать Российское авторское общество (РАО), n’RIS, Копирус и другие. Отсчет авторства будет производиться с момента подачи заявки, при этом регистрировать можно и не финализированные объекты — например, наброски сценария. При этом автором будет считаться человек, первым подавший такую заявку, даже если оно было создано в соавторстве. Депонирование произведения может стать весомым доводом для суда, однако не является гарантией — в отличие от патента на изобретение, оформляемого как официальный документ, свидетельство о депонировании выдается не государственными органами, а частными или общественными организациями и оформляется в соответствии с их внутренними процедурами.
- Пересылка самому себе по электронной почте или размещение на файлообменнике.
- Заверение у нотариуса. Объект интеллектуальной собственности необходимо распечатать в двух экземплярах: один остается у нотариуса, второй, с удостоверительной надписью, возвращается автору.
- Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — ею можно подписать электронный файл.
- Сохранение черновиков и рабочих материалов позволяет удостоверить процесс создания произведения. Кроме того, в настройках файлов при возможности стоит прописать имя их создателя.
Традиционный маркер объекта авторского права, знак © (copyright), также будет полезен при публикации произведений и получении авторских прав на них. Он является указанием на то, что материал защищен от несанкционированного копирования и использования. Традиционно этот знак совмещают с годом возникновения авторского права и фамилией правообладателя. Также можно добавить рекомендации по использованию материала: например, «не публиковать на сторонних ресурсах», «необходимо получить согласие автора перед публикацией на сторонних ресурсах», «для свободного использования».
Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов
Как не нарушить авторские права
Хотя в современном мире значительная часть контента находится в интернете, и доступ к ней имеется у неограниченного количества пользователей, использование интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя запрещено. Даже отсутствие указаний на авторство не является достаточным условием: отсутствие запрета не равно разрешению. Разумеется, никто не будет наказывать человека, распечатавшего чужой фотоколлаж и украсившего им стену в гостиной, однако если речь заходит о коммерческой выгоде, необходимо соблюдать определенные условия.
Несмотря на то, что авторское право принадлежит создателю произведения, тот может передать функции правообладателя другим людям. Так что использовать чужую интеллектуальную собственность можно в одном из следующих случаев:
1. Правообладатель предоставил право на свободное использование материала (открытая лицензия).
Такое часто встречается, например, в фотобанках: авторы размещают в них свои произведения и заключают с администрацией договор о передаче прав собственности, а фотобанк может предоставлять эти произведения своим посетителям в разделе «Для свободного использования». Тем не менее, необходимо уточнить правила конкретного фотобанка: там могут встретиться определенные требования по использованию таких материалов для получения коммерческой выгоды от использования материалов, защищенных авторскими правами: например, указание источника или необходимость выкупить изображение в том случае, если оно размещается на рекламных материалах.
Еще один вариант свободного использования относится к материалам из категории общественного достояния. Это произведения, автор которых умер более 70 лет назад — срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом его смерти. В этом случае контент можно публиковать без дополнительного согласования, но с указанием имени автора.
2. Есть письменная договоренность с автором/правообладателем на конкретный вариант использования интеллектуальной собственности.
Если нет прямого указания на свободное использование материала, необходимо связаться с его правообладателем и запросить разрешение. Чтобы обезопасить себя, все обсуждение необходимо вести в письменном виде (например, по электронной почте) и строго следовать всем договоренностям: публиковать в том виде, в котором использование было согласовано, не видоизменять материал и т. д.
3. Материалы публикуются в качестве цитаты.
Цитировать можно не только текст, но и фото- или видеоматериалы, при этом платить за использование или получать согласие правообладателя не нужно — об этом говорится в ст. 1274 ГК РФ. Однако придется соблюдать ряд требований:
- цитирование должно быть в информационной, образовательной, научной или культурной целях;
- цитировать необходимо строго в объеме, оправданном целью цитирования (например, публикация определенной области интернет-страницы);
- указание автора обязательно;
- объект цитирования должен быть опубликован, необходимо дать на него ссылку;
- нельзя удалять знак копирайта и подпись автора.
4. Оформляется лицензионное соглашение.
Материалы у правообладателя можно не только выкупить (заключить договор на отчуждение исключительных прав), но и «взять в аренду», заключив лицензионное соглашение. Условия таких соглашений регулируются ст. 1235 ГК РФ. В них должны быть указаны все требования по использованию интеллектуальной собственности: срок, каналы использования, стоимость лицензии (может быть нулевой, например, в фотобанках с открытой лицензией) и т. д.
5. Материалы разработаны на заказ.
Такая интеллектуальная собственность обычно разрабатывается автором в соответствии с техническим заданием, где прописаны все требования и задачи материала. Это может быть задание копирайтеру по написанию статьи на определенную тему или заказ корпоративного видеоролика для мероприятия компании. Такой подход позволяет создать уникальное произведение, а договор подряда или авторского заказа с обязательным указанием перехода исключительных прав на произведение и акт приема-передачи позволят подтвердить права собственности на объект.
Ответственность за нарушение авторских прав
Автор имеет право защищать свои авторские права и компенсировать связанные с их нарушением убытки. Сделать это можно двумя способами: договориться с нарушителем во внесудебном порядке или обратиться в суд с иском о возмещении убытков. Вопрос нарушения авторских прав и защиты от этих нарушений поднимается в статье 1252 ГК РФ.
Первый способ самый простой, поскольку не требует времени на судебные разбирательства и денег на оплату госпошлины и услуг юриста. Нужно лишь направить официальное письмо или внесудебную претензию с указанием факта нарушения и желаемой суммой возмещения убытков. Однако такой подход не всегда срабатывает: нарушитель может не пойти навстречу в вопросах удаления контента, а заявленная сумма компенсации покажется ему чрезмерной.
Второй способ предполагает достаточно серьезную вовлеченность и понимание основных этапов судебного разбирательства (или привлечение компетентного юриста, специализирующегося в вопросах нарушения авторских прав). Однако в случае успешного завершения можно будет взыскать госпошлину и судебные расходы с ответчика, а также выставить иск о возмещении морального ущерба.
В обоих случаях план действий будет примерно одинаковым:
- Зафиксировать факт нарушения — например, составить нотариально заверенный протокол осмотра веб-страницы с опубликованным контентом.
- Направить нарушителю официальное письмо или внесудебную претензию, в которой указать обстоятельства нарушения и требование удалить размещенный контент или указать имя автора (если автору этого будет достаточно). В этом же письме можно прислать сумму компенсации за нарушение авторских прав. Эта сумма может рассчитываться исходя из упущенной выгоды. Например, при незаконной публикации книги это может быть стоимость авторских отчислений с одного экземпляра, умноженная на тираж. Также можно потребовать компенсацию (штраф). Сумму штрафа за нарушение авторских прав рассчитывают либо в твердой денежной сумме (она может составлять от 10 000 до 5 000 000 руб. за каждый факт нарушения и определяется автором самостоятельно) или в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров/права использования. Однако необходимо учитывать, что при рассмотрении дела в суде судья может уменьшить размер компенсации, если посчитает ее чрезмерной.
Если речь идет о веб-сайте, и нарушитель не удаляет контент добровольно, можно запросить блокировку всего ресурса. Для этого нужно направить уведомление владельцу ресурса, а если тот не отвечает, обратиться в Мосгорсуд (независимо от региона нахождения ответчика), получить решение и заблокировать сайт через Роспотребнадзор.
Авторское право и нейросети
Использование ChatCPT и MidJourney для генерации креативного контента становится все более популярным, однако в вопросах авторского права эта сфера творчества остается «серой зоной». Для обучения искусственного интеллекта используются огромные массивы текстов и изображений, уже принадлежащих их создателям, и ответы на запросы пользователей генерируются на основании этого контента. Фактически, результат деятельности нейросетей основан на чужой интеллектуальной собственности и не включает в себя ссылки на первоисточники, так что полученные произведения нельзя представить как цитирование, а при некорректно составленных запросах могут быть классифицированы как плагиат.
Кроме того, возникает вопрос и по поводу того, как получить авторские права на итоговые тексты и изображения, созданные в ChatCPT и MidJourney. Кто является их автором и правообладателем? Человек, сформулировавший запрос? Создатели нейросети? Оригинальный автор, на основе материалов которого было создано полученное произведение?
Тем не менее, по мере развития этого направления наверняка будут разрабатываться и совершенствоваться правовые подходы и способы защиты интеллектуальных прав, так что в ближайшие годы можно ожидать формализации использования нейросетей и внедрения законодательных норм, регулирующих производство контента на базе искусственного интеллекта.