Продукты Решения Тарифы Партнерам
Клиентам
Получить консультацию
Связаться
Как использовать показатель CPL в маркетинге
2558 просмотров
11.10.2023

Как использовать показатель CPL в маркетинге

Содержание

Для успешного интернет-продвижения необходима постоянная оценка эффективности каждого источника, в том числе промежуточных результатов. Один из важнейших показателей для маркетолога — CPL. В статье рассказываем, как рассчитать стоимость лида, каковы принципы CPL-модели маркетинга и какому бизнесу она подходит.

Что такое CPL

CPL в маркетинге — это стоимость лида (Cost Per Lead). В буднях маркетолога данный показатель может использоваться в качестве:

  • метрики, необходимой для оценки эффективности рекламного канала;
  • KPI, который устанавливает компания-заказчик для своего подрядчика по диджитал-продвижению.

Под лидом понимается потенциальный покупатель, который заинтересовался предложением и совершил определенное целевое действие — заполнил лидформу, заказал обратный звонок или сам первый позвонил в отдел продаж. Отметим, что понимание сущности лида в разных компаниях может отличаться. Сервис сквозной аналитики UIS позволяет отталкиваться от своего понимания лида и анализировать реальный CPL, а не просто целевое действие.

Если у вас предусмотрены входящие телефонные звонки, включить их в общую аналитику поможет система коллтрекинга, которая отслеживает источник каждого звонка.

Под стоимостью лида имеется в виду денежная сумма из рекламного бюджета, которая была потрачена на привлечение одного лида.

Зачем использовать CPL-модель в маркетинг

Цена за лид достаточно просто рассчитывается и органично соотносится с годовым планом и маркетинговой стратегией. От CPL-модели зачастую отталкиваются специалисты крупных организаций, которые используют прямой маркетинг и, в частности, заказывают услуги лидогенерации у агентств-подрядчиков.

Перечислим сферы, в которых CPL маркетинг широко и успешно применяется:

  • банковские продукты;
  • недвижимость;
  • юриспруденция;
  • СПА-процедуры;
  • автобизнес;
  • SMM-агентства.

В этих отраслях лид — большая ценность для маркетолога, т.к. заинтересованный клиент дорогого стоит. Далее отдел продаж должен грамотно провести его через воронку продаж к сделке.

Для кого точно не подходит данная модель, так это для сегмента товаров массового потребления с небольшим ценником. Лид сам по себе дорогой, поэтому ставить во главу угла показатель CPL продавцам такой продукции невыгодно.

Не сливайте рекламный бюджет впустую
Получить консультацию

Виды расходов на лидогенерацию

В качестве затрат фиксируется не только оплата рекламных кабинетов, но и многие другие расходы на диджитал-маркетинг:

  • оплата услуг подрядчика по рекламе;
  • оплата работы штатных специалистов;
  • закупка баз для телемаркетинга;
  • скидки для клиентов, привлеченных посредством интернет-рекламы;
  • затраты на разработку и управление рекламной кампанией.

CPL формула, о которой подробнее расскажем ниже, должна учитывать все эти расходы.

Схема привлечения лида

Опишем пример пошаговой схемы привлечения потенциального клиента:

1

Компания или агентство-подрядчик запускает рекламную кампанию. Цель — вызвать заинтересованность и побудить пользователя интернет-ресурса совершить целевое действие. Реклама может содержать не только описание УТП (уникальное торговое предложение) продукта, но и заманчивое предложение — например, протестировать услугу бесплатно, для чего в любом случае пользователь должен будет выполнить целевое действие.

2

Клиент совершает целевое действие — переходит на сайт и заполняет форму обратной связи / звонит по указанному телефону / использует форму обратного звонка / пишет в чат.

3

Звонок, заполненная форма или сообщение в чат фиксируются как лид. Для этого система аналитики рекламы идентифицирует обращение нужным образом, чтобы оно соотносилось с рекламной площадкой, кампанией, объявлением.

4

Агентство-подрядчик (при его наличии) получает вознаграждение за лид.

5

Отдел продаж связывается с потенциальным клиентом, выясняет потребности, переводит лид на следующие этапы воронки, приближая к сделке. Также с базой потенциальных клиентов, полученной в ходе лидогенерации, могут продолжать работать маркетологи — отправлять рассылки, напоминания, прогревать потенциальных клиентов.

При планировании кампании продвижения обязательно надо учитывать заявки-пустышки, которые неизбежно будут приходить в результате случайных заполнений, неверного указания контактных данных или целенаправленного кликфрода со стороны конкурентов.

Для получения контактных данных онлайн существует 2 способа, которые различаются как раз по степени защиты от заявок-пустышек:

  • SOI (single opt-in): клиенту достаточно произвести одно целевое действие – заполнить лидформу или пройти регистрацию на портале. SOI в маркетинге может обеспечить большую конверсию трафика в лиды, т.к. от пользователя требуется минимум усилий. Но он же приводит к большому количеству некачественных обращений – они хоть и дешево стоят, но по сути означают пустое расходование бюджета. Оттого что в последние годы телефон и email хранятся в кэше и вносятся в лидформы почти автоматически, процент случайных обращений становится еще выше. В иных случаях человек может быть просто не уверен, что интересуется в вашим продуктом, и оставляет заявку импульсивно. По сути такой покупатель тоже может оказаться некачественным лидом, особенно в случае со сложными продуктами, для покупки которых нужна большая осознанность.
  • DOI (double opt-in): метод, повышающий защиту от случайных или «эмоциональных» обращений. Он требует не только заполнения формы, но и последующего подтверждения по электронной почте. Это более сложный для клиента путь, и его проходят те, у кого больше уверенности. Стоимость таких лидов тоже выше.

Стоимость лида: формула

Стоимость лида CPL рассчитывается по формуле: CPL = расходы на рекламу / количество лидов.

Допустим, у вас вышел новый продукт, и вы запускаете кампанию по его продвижению на общую сумму в 400 000 тыс. руб., задействуя при этом несколько источников: контекстную рекламу в Яндекс.Директ, интеграцию в тематическом блоге и рекламу на радио. Впоследствии аналитика покажет, что контекстная реклама привела 400 лидов, 200 потенциальных покупателей позвонили по номеру в рекламе на радиостанции и еще 200 клиентов пришли по промокоду блогера. Как узнать стоимость лида? У вас получается 800 лидов, и вы делите на это число потраченную на рекламу сумму (400 000 / 800). Получается, что одно целевое обращение вам обошлось в 500 руб.

Метод подсчета стоимости лидов может быть разным в зависимости от выбранной модели атрибуции. Реклама влияет на обращение клиента не только прямо, но и косвенно. Предположим, клиент сначала перешел из таргетированной рекламы VK, затем из Яндекс.Директ и обратился только после перехода из Директа. Мультиканальная аналитика позволяет видеть всю цепочку касаний и учитывать ее при анализе расходов. Если привлечение через ВК стоило 100 руб. и через Директ 100 руб., то CPL может рассчитать в 100 руб., а можно в 200 руб. Зависит от модели атрибуции — маркетолог может учитывать при анализе только последний переход, а может и все касания.

Стоимость лида зависит от сферы бизнеса, юнит-экономики и финансовой модели, а также от особенностей рекламных каналов и уровня компетентности маркетологов. Она может составлять и 20 руб., и 1000 руб. Тем же самым можно обосновать ответ на вопрос: «Какая средняя стоимость лида считается хорошим показателем?» Сам рекламодатель определяет приемлемый показатель в контексте своей маркетинговой стратегии, с учетом стоимости продукта.

Как уменьшить стоимость лида CPL?

Если вы стремитесь снизить стоимость лидов, важно помнить, что это должно происходить не в ущерб качеству лидов. Стремиться к уменьшению CPL — значит, улучшать показатели, из которых он вытекает по формуле CPL = CPC (стоимость одного перехода по ссылке в рекламе) * CTR (соотношение количества кликов на объявления к количеству просмотров) * CR (соотношение числа посетителей сайта, совершивших целевое действие).

Для улучшения CPC и CTR можно:

  • Изменить настройки целевой аудитории в рекламных кабинетах или убрать из охвата те или иные интернет-ресурсы.
  • Поработать с текстовым контентом рекламных объявлений, дизайном баннеров, ключевыми словами или призывами к действию, которые, возможно, не совсем «заходят» аудитории.

Для улучшения CR:

  • Провести аудит посадочных страниц сайта, перейдя на которые, клиенты совершают целевые действия, а также технической стороны работы сайта. Если конверсия повысится, то при тех же затратах у вас будет больше лидов и, как следствие, меньше стоимость лида.

Важно также заниматься ретаргетингом — прогревать клиентов, которые уже знакомы с компанией или когда-то покупали. К примеру, есть такой сегмент, как бывшие лояльные клиенты, которых можно попробовать «вернуть в строй».

Если вы пользуетесь сквозной аналитикой, вы сможете оценивать эффективность рекламных каналов и конкретных объявлений, креативов, заголовков, оценивая их не только с точки зрения CPL, но и более глобальных маркетинговых показателей, таких как возврат рекламных инвестиций (ROMI). ROMI = (Доходы от маркетинга — Расходы на маркетинг) / Расходы на маркетинг х 100.

Не пропускайте новости
Получать новости
Спасибо за подписку!

Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов

Как повысить результативность модели CPL

Перечислим общие маркетинговые принципы, которые напрямую на стоимость лида не влияют, однако позволяют повысить эффективность рекламы.


Использование максимального количества рекламных каналов

Площадок и инструментов сегодня очень много. Опять же, можно вспомнить разные сегменты аудитории, которые предпочитают разные интернет-ресурсы для времяпровождения. Исследуйте целевую аудиторию в каждом канале и разрабатывайте контент с учетом ее предпочтений.


Аналитика рекламы

Изучайте данные из Яндекс.Директ и других систем в одном окне сервиса сквозной аналитики UIS. Следите за конверсией на всех этапах – от показов и кликов до заключения сделок и повторных продаж. Благодаря сквозной аналитике вы не потеряете ни одного лида и все каналы коммуникаций будут отслеживаться и связываться с рекламным источником.

Тестирование

Проверяйте самостоятельно все компоненты рекламной кампании перед запуском. Одна неработающая кнопка может стоить большой денежной суммы.

Важные нюансы и лайфхаки работы с CPL

Перечислим некоторые принципы, о которых нужно помнить маркетологу:

  • Учитывайте заявки-пустышки, ведь подрядчик по интернет-рекламе может поступать нечестно и приводить «клиентов» в виде спам-трафика.
  • Чтобы анализировать продуктивность разных рекламных каналов, должно быть предусмотрено минимальное число конверсий — так Яндекс.Директ советует иметь минимум 10 конверсий каждую неделю.
  • Формула расчета CPL не учитывает, что с лидом происходит впоследствии. Наладьте взаимодействие с отделом продаж и обеспечьте качественную обработку лидов. Коллтрекинг позволяет слушать звонки и анализировать как работу менеджера отдела продаж, так и реакцию клиента. В одном окне можно при помощи инструмента омниканальных коммуникаций анализировать также и текстовую переписку с клиентом.
  • Полноценный анализ в любом случае должен учитывать весь путь клиента — от первого касания до повторной сделки.
Оцените статью
Средняя оценка: 0
Количество голосов: 0
Поделитесь с друзьями

Новое на сайте

Чаты в Битрикс24 и Мегаплан, распределение чатов по данным о клиенте, звонки по клику из Софтфона, доработки в отчетах и настройках
29 октября
Как построить автобизнес для себя и для клиентов: главный ключ к успеху франшиз
22 октября
Что такое мозговой штурм, как правильно проводить
07 октября
План-факт анализ: что это?
04 октября
Технология партнерского маркетинга
09 октября
Engagement Rate: как считать
11 октября
Кликбейт: что это в маркетинге
15 октября
Пресейл: что это простыми словами
18 октября
UGC-контент в продвижении: что это такое
10 октября
Кейс мебельного завода «Аврора»
21 октября
Диагностика медицинской отрасли в 2024 году
24 октября
Японская система управления кайдзен
01 октября
Полезные кейсы, статьи и исследования от экспертов UIS
Подписаться
Нажимая кнопку вы подтверждаете, что согласны получать рассылку
Вы успешно подписаны на новости!
Спасибо за обращение
Понятно