6644 просмотра
20.07.2023
Гений маркетинга, грамотный аналитик, скрупулезный финансист, блестящий стратег и просто душа компании. Сегодня мы поговорим об CMO. Что за чудо-человек кроется за этими тремя загадочными буквами и как стать таким супергероем, вы узнаете, прочитав нашу статью.
Кто такой CMO?
CMO — название должности руководителя в корпоративной культуре. Если быть более точным, такой аббревиатурой обозначается должность «директор по маркетингу».
То есть это специалист, несущий ответственность за весь процесс продвижения продукта компании на рынке. Именно от него зависит успех рекламной кампании, а также узнаваемость бренда и успешная работа всего отдела маркетинга.
По сути, это главный маркетолог, человек, без которого продвижение продукта компании на рынке практически невозможно.
Такая специальность востребована в крупных компаниях, где необходимо управление группой различных структурных единиц. Так, например, начальник отдела маркетинга может руководить SMM-щиками, маркетологами, копирайтерами, дизайнерами, таргетологами, специалистами по настройке контекстной рекламы и не только.
Иногда его обязанности могут пересекаться со сферой деятельности сектора продаж.
Расшифровка аббревиатуры CMO
В корпоративном культуре должности, относящиеся к руководящему составу, обозначаются аббревиатурой, начинающейся с буквы «C» (сокр. от англ. Chief). К таким «Людям С», или к должностям категории C-level, относится и CMO. Аббревиатура CMO происходит от сокращения слов Chief Marketing Officer, дословно: главный маркетинговый офицер, а в переводе на язык бизнеса — директор по маркетингу.
Не сливайте рекламный бюджет впустую
Получить консультацию
Чем занимается директор по маркетингу
В обязанности директора по маркетингу входят разработка и утверждение всей маркетинговой стратегии компании вплоть до формирования рынка, на который выходит компания.
Его основная задача — развивать бизнес. CMO преследует те же цели, что и компания в целом. Например, увеличение роста продаж, расширение клиентской базы, продвижение бренда, стремление к его большей узнаваемости и т.д.
Также от СМО зависит успешность промо-кампаний. Используя аналитику, директор по маркетингу находит болевые точки целевой аудитории и планирует, как будет доноситься ценность и польза продукта до клиента.
Кроме того, именно директор по маркетингу распределяет бюджет рекламной кампании и исследует эффективность использованных коммуникаций.
Функции и обязанности директора по маркетингу
Маркетинговый директор — прекрасный управленец. Поэтому в первую очередь он выполняет менеджерские функции, в чем ему помогают стратегическое мышление и четкое понимание развития и функционирования бизнес-процессов.
Скорее всего, такой специалист начинал с низов, он знает, как работает каждый отдел изнутри, поэтому легко справляется с координацией действий маркетингового отдела и поддерживает связь с руководством других отделов, намечая общий план развития бренда. Руководитель понимает, что успешное продвижение продукта зависит не только от работы его команды, но и от слаженной работы всей компании.
Например, CMO может отслеживать работу отдела продаж, оценивать эффективность проведенных ими переговоров или же контролировать работу производственного отдела, проверяя, насколько заявленное качество товара или услуги соответствует действительности. Ведь от всех этих составляющих зависит успешность продвижения продукта на рынке, а значит — и прибыль компании.
В любом случае, регулировать функции и обязанности руководителя отдела маркетинга будет должностная инструкция, которая является официальным документом, устанавливающим пределы ответственности сотрудника.
Давайте с ней ознакомимся.
Должностная инструкция директора по маркетингу
Должностная инструкция специалиста по маркетингу может выглядеть по-разному. Она зависит от размера и специфики бизнеса компании, а также ее политики. Однако чаще всего в обязанности начальника по маркетингу входят:
- разработка и реализация маркетинговой стратегии;
- планирование и распределение бюджета;
- участие в проведении маркетинговых исследований (например, анализ конкурентов и емкости рынка);
- создание и реализация PR-кампаний;
- разработка ценовой политики компании;
- работа над повышением уровня узнаваемости бренда, ростом продаж и клиентской лояльности;
- управление брендом;
- общение с партнерами, клиентами и СМИ;
- руководство одной или несколькими командами специалистов, участие в обучении сотрудников.
Да, список весьма внушительный. Однако некоторые обязанности может выполнять и заместитель директора по маркетингу.
Обязанности руководителя отдела маркетинга и рекламы
Обязанности руководителя отдела маркетинга возлагают на него стратегическую и экономическую ответственность. Ведь именно от продвижения продукта на рынке зависят результаты продаж, а значит и будущее компании.
Что же именно делает директор по маркетингу?
- Управляет маркетинговой стратегией компании. Директор по продажам принимает участие в принятии решений, связанных с развитием бизнеса, выводом новых продуктов на рынок и завоеванием новых рынков.
- Формирует отдел маркетинга и способствует развитию своих сотрудников. Руководитель может участвовать в формировании должностных обязанностей и заработной платы сотрудников, а также в отборе кандидатов. Он как самый опытный в компании маркетолог принимает участие и в обучении своих сотрудников, стремится передать накопленные им знания и опыт.
- Контролирует выполнение задач своей команды.
- Отслеживает и анализирует главные маркетинговые показатели.
- Рассчитывает бюджет, необходимый для продвижения продукта.
- Управляет рекламными инструментами, которые используют его сотрудники.
- Занимается публичной деятельностью. Участвует в отраслевых конференциях с целью продвижения бренда.
- Взаимодействует с аналитикой. Умеет разбираться в цифрах, необходимых для понимания эффективности вложенных в рекламу средств. Полную аналитику по рекламе позволяет сформировать сервис коллтрекинга.
За что отвечает директор по маркетингу?
Как уже говорилось выше, CMO отвечает за продвижение продукта клиента на рынке. В зону его ответственности входит создание высокого спроса на рекламируемые товары или услуги.
Однако частные задачи руководителя могут разниться. Так, одна компания может желать расширения ассортимента или потребительской базы, другая же хочет завоевать как можно большую долю на рынке и повысить узнаваемость бренда до небес.
Обычно более конкретные задачи ставит генеральный директор, которому напрямую и подчиняется СМО. Но в целом начальник маркетинга отвечает за:
- эффективную работу своего отдела. Директор добивается максимальной производительности сотрудников, стараясь найти индивидуальный подход к каждому, работает над сплоченностью своей команды, развивает творческий потенциал специалистов;
- разработку эффективной концепции продвижения продукта. Готовит персонализированные предложения, работает с данными аналитики, устанавливает индивидуальные коммуникации;
- успешную стратегию развития бизнеса компании.
Его роль для бизнеса
Руководитель маркетингового отдела является источником роста компании, потому что он создает условия для благоприятного развития компании. Для этого специалист тщательно анализирует информацию о потребителях, создает портрет целевой аудитории, изучает спрос и предложение в сегменте, где будет продвигаться продукт компании.
Его задача — выступать от лица клиента при разработке маркетинговой стратегии и принятии решений внутри компании.
СМО является двигателем прогресса. Он активно внедряет новые технологии на производстве. Благодаря ему компания идет в ногу со временем и применяет актуальные инструменты продвижения в своей работе.
Также он инициирует внедрение новых платформ для более эффективной работы с клиентами и ускоряет выход на рынок новых товаров и услуг.
Директор по маркетингу — связующее звено всех бизнес-процессов. Он создает новые бренды, работает над их развитием и продвижением, активно сотрудничает с торговыми партнерами.
Все это делается им лишь с одной целью — увеличить прибыль компании, что является главной задачей любого бизнеса.
Навыки цифровой трансформации маркетинга
Мир маркетинга трансформируется согласно современным тенденциям. Сейчас, чтобы полноценно конкурировать с другими компаниями, необходимо использовать цифровую аналитику.
Умение взаимодействовать через цифровые каналы стало одним из главных навыков современного руководителя.
Поэтому СМО активно изучает новые методы организации работы и заинтересован во внедрении цифровых технологий в деятельность компании. Такой подход позволяет охватить большее количество аудитории, сделать более персонализированными предложения для покупателей и построить крепкие отношения с клиентами.
Не пропускайте новости
Спасибо за подписку!
Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов
KPI директора по маркетингу
KPI (Key Performance Indicators), или ключевой показатель эффективности, для руководителя отдела маркетинга назначается, исходя из того, насколько успешны продажи.
Получается, что KPI директора должен отражать эффективность работы отдела маркетинга. Поэтому обращается внимание на рост количества клиентов, увеличение продаж и прибыльности бизнеса.
К основным показателям эффективности СМО можно отнести следующие критерии:
- выполнение плана продаж. Здесь каждая компания оценивает успешность работы маркетингового отдела по-своему: одни обращают внимание на показатели конечных продаж, другие — на количество привлеченных потенциальных покупателей;
- окупаемость. Безусловно, затраты на проведение любой маркетинговой кампании должны окупаться. Работодателем высчитывается процент возврата маркетинговых инвестиций. Чем выше это число, тем более эффективной считается работа всего отдела, а значит и маркетингового директора в частности;
- стоимость привлечения одного клиента и количество прибыли, полученной от клиента за период сотрудничества. Данные показатели помогают понять, насколько были оправданы затраты на сотрудничество с конкретным клиентом и эффективно ли работает маркетинговый отдел с целевой аудиторией;
- израсходованные средства. Перед началом любых маркетинговых активностей директором закладывается бюджет. KPI руководителя рекламного отдела может также зависеть и от того, уложился отдел в запланированный бюджет или нет.
Если вас интересует, как стать директором по маркетингу, то предлагаем начать с составления грамотного резюме.
Резюме директора по маркетингу
CMO — опытный и высококвалифицированный специалист, который несет ответственность за многие процессы в компании. Кроме того, он хороший управленец. Поэтому в резюме стоит в первую очередь указать уровень своей квалификации, описать опыт работы и отразить достижения на рекламном рынке.
Скорее всего, работодателю захочется принять в свою команду человека, который уже работал директором по маркетингу. Однако, даже если претендент не имел данного опыта, но выполнял схожие задачи, такую информацию следует указать в резюме.
Что именно может интересовать нанимателя:
- Работал ли кандидат на управляющей должности?
- Какие знания он имеет в области маркетинга,экономики и бизнеса?
- Имеет ли представление о продукте компании, его целевой аудитории и рынке?
- Проводил ли маркетинговые исследования и анализ конкурентов?
- Понимает ли процесс ценообразования?
- Обладает ли компьютерной грамотностью?
- Имеет ли опыт взаимодействия с СМИ?
- Какой карьерный путь прошел кандидат? Работал ли он на низших должностях?
Также в графе «личные качества» в резюме можно указать:
- амбициозность. Работодатель заинтересован в том, чтобы специалист всегда стремился к улучшению показателей;
- профессиональную насмотренность. Директор по маркетингу должен быть в курсе последних тенденций на рынке и изучать работу коллег;
- умение стратегически мыслить. Ведь именно СМО разрабатывает маркетинговую стратегию компании;
- организаторские способности. Руководитель должен уметь собрать команду профессионалов и эффективно управлять ей;
- аналитический склад ума. СМО работает с большим количеством данных;
- принципиальность. Работа с людьми предполагает сдержанность, последовательность и верность принципам;
- креативность. Принятие нестандартных решений приветствуется в рекламном бизнесе;
- стрессоустойчивость. На руководителе отдела лежит большая ответственность — нетипичные и форс-мажорные ситуации не должны выбивать его из колеи.
На какую зарплату может рассчитывать CMO
Перейдем к самому интересному. Сколько же может зарабатывать СМО?
По данным HH (НеadHunter), директор по маркетингу может рассчитывать на зарплату от 50 000 до 850 000 руб. Такой разброс объясняется разницей в требованиях компаний к опыту кандидата, его достижениям, предлагаемым обязанностям, а также размерами компании-соискателя и ее ролью на рынке.
В среднем заработная плата на позиции СМО составляет 250 000 — 300 000 руб. Итоговое вознаграждение будет зависеть от премиальной части оплаты, то есть от показателей KPI, а значит от самого сотрудника.