84 просмотра
10.01.2025
Утром 28 декабря Правительство РФ опубликовало постановление «для ограничения телефонного мошенничества» — оно вступит в силу в сентябре 2025 года. В документе говорится об изменение правил лицензирования услуг по передаче голосовой информации.
За публикацией последовали громкие заголовки СМИ про то, что IP-телефонию запретили в России. Мы уже успели выяснить, что это — фейк: облачная телефония продолжит работать, но изменения сферу все-таки ждут.
Что изменится?
Минцифры России оперативно заявило, что услуги связи с использованием IP-телефонии продолжат оказываться. Но теперь для этого будет необходима определенная лицензия. Из хороших новостей — большинство операторов (в том числе UIS) уже имеют нужные документы, поэтому их обновления и ограничения не коснутся.
Постановление запрещает использовать только конкретный тип лицензии для звонков через интернет — тех, с помощью которых пользователи (в частности, мошенники) могли маскировать свои вызовы под обычные звонки с городского или мобильного телефона.
«Мошенники использовали несовершенство регулирования для данной лицензии, поскольку это позволяло подменять номера. Например, злоумышленники при звонке через интернет использовали такие номера, представляясь сотрудниками банка или компании, чтобы получить личные данные гражданина», — говорится в заявлении Минцифры.
Насколько такое решение эффективно, рассказал генеральный директор UIS Дмитрий Щукин.
Генеральный директор UIS Дмитрий Щукин
1. Отмена лицензий на передачу голосовой информации по сетям передачи данных — шаг разумный и верный. Поскольку восстанавливает иерархию телефонных сетей и логику маршрутизации трафика. Это несомненно пойдет на пользу.
2. С точки зрения борьбы с мошенничеством, отмена лицензии никакого эффекта не принесет. Потому что уже полгода как успешно работает система верификации вызовов — она по сути «свела на нет» подстановку чужого АОНа при звонках, которая активно использовалась раньше. Сейчас любой вызов, который совершается по телефонной сети или по сети передачи данных, совершается абонентом, с которым у оператора заключен договор. Отмена лицензий не отменит договор оператора с абонентом. И если абонент мошенник, он останется мошенником и продолжит совершать звонки, пусть и с другим комплектом договоров.
3. Жизнь конечного абонента и операторов (особенно мелких) — сильно усложнится. Придется вернуться к конструкции агентских договоров с операторами междугородней и внутризоновой связи, для того, чтобы оказывать клиенту полный цикл услуг исходящей связи.
Что важно сделать в переходный период?
После вступления в силу постановления все звонки через IP-телефонию будут осуществляться только под местной лицензией. Но в первую очередь это касается особенностей взаимодействия между операторами, а не между операторами и клиентами.
Более того — нововведение вступит в силу только 1 сентября 2025 года. Поэтому у компаний будет время обновить лицензию и настроить свои сервисы с учетом нового постановления.
Изменения можно вносить без уплаты госпошлины и с рассмотрением заявления всего за 5 рабочих дней. Подать заявление о переоформлении лицензии ПДГИ у игроков рынка получится до 1 марта 2026 года.
Постановление не затронет простых граждан, которые используют голосовую связь в мессенджерах. Общение в таком случае происходит без выхода на сеть стационарной и мобильной телефонной связи.
Что ждет клиентов UIS?
Как предполагает генеральный директор UIS, главным «нововведением» для клиентов окажется число договоров, которые придется заключать. Вероятно, после того как постановление вступит в силу, компаниям придется оформлять большее число документов.
Генеральный директор UIS Дмитрий Щукин
UIS, как оператор местной связи, облегчал жизнь абоненту: оказывали услуги зоновой международной и междугородной связи под своей лицензией передачи данных. И с абонентом у нас был один договор. Теперь с абонентом у нас будет два договора (а может и три). С нами как с оператором местной связи — один. С оператором зоновой связи для звонков на мобильный — второй. И с оператором междугородной/международной связи для звонков на междугородные/международные номера — третий.
Оператору местной связи в этом случае придется выступать в качестве агента оператора зоновой и междугородной связи с соответствующей нагрузкой на бухгалтерию и документооборот с абонентами. А абоненту придется оплачивать не один, а несколько счетов. Юридическая конструкция работы с абонентами и «межоператорки» очень сильно усложнится. Зачем это надо — не очень понятно. Проще было отрегулировать правила присоединения сетей передачи данных в телефонных сетях.