В последнее время термин «юнит-экономика» все чаще встречается в публикациях бизнес-тематики. Даже те предприниматели, кто еще пока не осознал важность юнит-экономики, наверняка задумались о необходимости внедрения этого инструмента. Так что же такое юнит-экономика? Так ли важно ее считать или ее популяризация всего лишь маркетинговый ход коучей для продвижения новомодного бизнес-продукта?
Что такое юнит-экономика
Юнит-экономика, а точнее ее расчет, является важной составляющей процесса развития любого бизнеса. Чтобы понять, почему это так и что это за подход, разберемся в этимологии самого понятия.
Если с «экономикой» все понятно, то что такое «юнит»? ЮНИТ — единица товара или один клиент. В нескольких словах расчет юнит-экономики — это экономическое моделирование прибыльности бизнеса через просчет прибыли/убытка с одного юнита.
Что конкретно брать за ЮНИТ, нужно определять в каждом случае в зависимости от специфики бизнеса.
На основе данных, получаемых в ходе анализа юнит-экономики бизнеса, проекта, стартапа, предприниматель может сделать выводы о прибыльности или, наоборот, убыточности бизнеса/проекта; увидеть реальное соотношение затрат и выручки на один юнит; оценить инвестиционную привлекательность проекта, возможность и/или необходимость масштабирования; найти точку безубыточности А главное — понять, за счет влияния на какие метрики (количественные показатели) можно заработать больше.
Таким образом, просчет юнит-экономики — главный инструмент диагностики бизнеса или бизнес-проекта.
Когда нужна юнит-экономика?
Считается, что метод анализа юнит-экономики наиболее эффективен в отношении digital-проектов. На самом деле, он также применим и для офлайн-бизнеса.
На начальном этапе любого проекта всегда важно убедиться, что мы знаем, что нужно отслеживать, и эмпирически выяснить, корректно ли это происходит. Для всех типов рекламируемых продуктов мы делали усредненный просчет юнит-экономики — таким образом, мы понимаем, сколько готовы платить за клик (CPC), за лид (CPL) и заказ (CPO), и сейчас отслеживаем эти основные финансовые метрики.
Юнит-экономика применяется к третьей стадии — масштабированию. Когда мы понимаем, что нам нужно продавать больше продукта, нанять больше людей и т.д. Другими словами, у нас есть рабочая цепочка, которую надо увеличить в производительности.
Как выглядит классическая модель управления бизнесом?
У такой модели есть сложность — расходы и доходы измеряются в деньгах, а то, что происходит внутри компании (привлечение лидов, звонки, клики), часто считается в других единицах. Из-за этого очень сложно ответить на такие, казалось бы, простые, но крайне важные с точки зрения развития бизнеса вопросы:
- Какие сделки закрывать невыгодно? Если у вас B2B и вы привлекаете контакты через сайт, какие-то сделки закрывать невыгодно, так как это дорого с позиции ресурсов.
- Как измерить ценность отделов аналитики, HR и финансов, которые не генерируют деньги напрямую? Отдел Sales продает, маркетинг помогает генерировать продажи, а что делают остальные и какова их ценность — не всегда понятно.
- Как сделать так, чтобы с той же командой и с теми же ресурсами бизнес зарабатывал больше?
Юнит-экономика помогает ответить на эти и другие сложные вопросы.
Как юнит-экономика применяется на практике?
Юнит-экономика позволяет определить в деньгах, какой вклад в рентабельность бизнеса вносит каждый отдел. Как это помогает развитию бизнеса?
Таким способом мы можем получить рентабельность для каждой команды:
Если бы мы оценивали только прямой доход, который приносит каждый отдел, и не оценивали юниты (светло-зеленые части), для многих отделов мы видели бы только расходы. Юнит-экономика позволяет оценить в деньгах ту добавленную ценность, которая была создана в рамках каждой команды.
Приводя значения в разных эквивалентах (лиды, клики, наём людей и т.д.) к единой метрике денег, мы можем отложить их на одной шкале и сравнить рентабельность каждого подразделения. Увидеть узкие места и преграды на пути к росту. А также задать созидательные вопросы каждому отделу и построить экономическое моделирование.
Созидательные вопросы и экономическое моделирование
На основе отчетов юнит-экономики важно задавать так называемые созидательные вопросы. Причем задавать их каждой команде.
- Что нужно сделать, чтобы увеличить количество поставляемых продуктов?
- Как производить продукты быстрее?
- Что нужно делать, чтобы производство этих продуктов обходилось дешевле?
- Как устранить причины брака? За брак в нашем случае можно считать незакрытый лид — мы его привлекли и заплатили за него, однако по каким-то причинам сделка не состоялась.
- Как спрогнозировать спрос на наши продукты? И т.д.
Мы видим план-факт компании в количестве лидов и план-факт в деньгах:
Делаем вывод, что за данный месяц отдел маркетинга привлек меньше лидов (по Enterprise.US), чем планировалось, зато он выполнил план по другим рынкам. Так мы можем проанализировать план-факт по каждому отделу.
Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов
Можно ли обойтись без юнит-экономики?
Можно. Существуют успешные компании, которые справляются и без юнит-экономики. Однако для эффективной работы в любом случае нужно определить следующее:
- Главный количественный KPI — та ценность, которую нужно увеличить (доход, прибыль, количество лидов, заключенные контракты).
- Главный качественный KPI (CPA, ROI, ROAS, фокус-фактор, доля багов).
- Стратегия достижения — фиксация на количественном, качественном показателе или на их соотношении.
Но определив все эти составляющие, вы уже практически внедрили юнит-экономику.
Успех бизнеса зависит от эффективности работы всех его подразделений. И здесь крайне важно для каждого руководителя: поставить команде понятные цели, определить стратегию достижения и синхронизировать работу каждого сотрудника. Это и помогает сделать юнит-экономика.
Подведем итоги: юнит-экономика — метод экономического анализа и моделирования процесса оценки прибыльности, возможность выявить узкие места и повлиять на них, а значит, понять, за счет каких показателей можно повысить доходы и зарабатывать больше.