Банки используют специальные коды, чтобы определить категорию покупки, на которую потратился клиент. В договоре о выпуске карты или в описании тарифа клиенты могут найти расшифровку МСС-кодов, это поможет разобраться, как банк классифицировал транзакцию и можно ли рассчитывать на кэшбэк. В статье мы рассказываем, что такое МСС-код коммерческой торговой точки, что означают МСС-коды и каким образом их узнать, если нельзя спросить продавца напрямую.
МСС-коды в торговле: что это
МСС-код (Merchant Category Code — код категории продавца) — четырехзначный код, который присваивается каждому типу коммерческой деятельности. Он классифицирует торговые площадки по виду товаров или услуг, которые они предоставляют.
Перечислим по пунктам, для чего бизнес его использует:
- Повышение точности отчетности: МСС-код товара или услуги упрощает анализ финансовых операций, разделяет расходы по группам товаров и услуг и позволяет оптимизировать бюджет.
- Обеспечение точного распределения комиссий: коды МСС-категории определяют ставку комиссионных за обработку платежей, позволяя уменьшить издержки и сэкономить деньги.
- Доступ к эффективной таргетированной рекламе: МСС-код товара или услуги помогает маркетологам идентифицировать нишу и создавать рекламу по интересам целевой аудитории.
- Улучшение понимания потребительского поведения: анализ кодов позволяет выявить популярные товары и услуги, отследить тенденции в потребительском поведении и принять правильные решения для развития бизнеса.
Не менее важно для бизнеса инвестировать в качественную связь. Облачная телефония UIS с тарифами для разных типов бизнеса делает общение с клиентами бесперебойным и контролируемым.
Кто управляет классификацией
МСС-коды интернет-магазинов и других коммерческих организаций присваиваются банком-эквайером, который предоставляет услуги по приему платежных карт.
Платежные системы (Visa, Mastercard) устанавливают стандарты и классифицирование кодов, однако конкретный код присваивает банк, занимающийся эквайрингом. Он же основывается на информации, предоставленной бизнесом. Также он может по своей инициативе в любое время изменить код.
Банки-эмитенты, которые выпускают платежные карты, не присваивают категории для МСС-кодов и не имеют к ним отношения.
Почему покупателям полезно знать код
Покупателям код деятельности магазина МСС дает понимание о работе скидок и льгот по их картам.
Кэшбэк
Кэшбэк-системы привлекают покупателей в торговые точки обещанием вернуть часть потраченных денег. Это выгодная схема для всех участников: магазины получают больше клиентов, банки зарабатывают на комиссии от покупок, а покупатели остаются удовлетворены возвратом части денег.
Часто кэшбэк распространяется только на определенные группы товаров и услуг, например, продукты питания, топливо или авиабилеты. Это нужно для того, чтобы стимулировать покупки в конкретных сферах и увеличить прибыль и банка, и магазинов.
Может показаться, что все карты с кэшбэком работают одинаково, но это не так. Даже при одинаковом проценте возврата денег условия могут сильно отличаться. Например, карта для автомобилистов может обещать кэшбэк за все расходы по автомобилю, но в реальности сюда будут включены отнюдь не все расходы. Обычно в рамках одного кэшбэка учитываются 2-3 категории услуг.
При оформлении карты и консультировании клиента сотрудники банка часто используют продающие скрипты, представляя кэшбэк возвратом денег за все покупки. На практике же может быть высокий кэшбэк за заправку топлива, но не за покупку товаров или оплату сервисных услуг на АЗС.
Это касается не только специализированных карт (например, для автомобилистов или любителей ресторанов). Даже карты с «кэшбэком за все» могут иметь свои подводные камни. Вряд ли существует карта, которая учитывает абсолютно все покупки.
Кредитные карты
У кредитных карт есть ограничения и правила, по которым клиенты могут лишиться беспроцентного периода и понести дополнительные расходы. Такие «запрещенные» траты, которые могут «сбросить» беспроцентный период, можно определить по МСС.
Например, снятие наличных в банкомате или квази-кэш операции, такие как покупка драгоценностей или пополнение электронного счета, часто считаются «запрещенными», из-за этого проценты начисляются с первого дня.
Важно изучить условия вашей кредитной карты и знать, какие операции могут привести к потере беспроцентного периода. Каждый банк выдвигает свои условия, которые фиксируются в договорах.
Как узнать МСС-код
Существуют разные МСС-коды для разных направлений торговой деятельности и организаций — какая у них расшифровка, можно посмотреть в справочниках в интернете.
Про МСС-код у многих возникает другой вопрос: как узнать его до покупки? Точная информация о категориях МСС-кодов покупателю недоступна. Некоторые банки показывают такие данные в мобильном приложении или в выписке по счету каждый месяц, но не все так делают. Однако это законный интерес покупателей, поскольку для них важно понять, предусмотрен ли кэшбэк за их покупку и какой процент возврата они получат.
Магазины обычно не дают клиентам информацию, какой используется МСС-код — его можно увидеть в чеке или запросить у службы поддержки.
Оперативная поддержка клиентов — серьезное конкурентное преимущество. Отслеживать качество разговоров операторов с клиентами помогает виртуальная АТС. Чтобы упростить и автоматизировать обработку звонков, предусмотрена интеграция ВАТС с CRM или сервисом для саппорта.
Для покупателя есть несколько ответов на вопрос, как узнать конкретный МСС-код:
- Тестовый перевод: оформить карту с кэшбэком и на бесплатном тарифе, не имея на ней денег, попробовать сделать тестовую операцию. Система произведет автоматическую отмену операции, но в истории платежей в приложении банка клиент сможет увидеть категории нужных МСС-кодов.
- Карта-флагомер: обзавестись дебетовой картой с бесплатным оформлением (например, при наличии вклада в банке). Такая карта будет флагомером, который поможет определить МСС-коды денежных переводов для разных магазинов.
- Постфактум: дождаться прохождения платежа и посмотреть, какой был МСС-код, в истории банка. Да, в данном случае клиент увидит категории нужных МСС-кодов постфактум, но зато сможет правильно ориентироваться при последующих покупках.
А если код не соответствует покупке?
Представьте, клиент купил стильное пальто и сапоги в бутике, рассчитывая на повышенный кэшбэк за одежду. Но операция была засчитана в качестве покупки в супермаркете, и банк начислил стандартный кэшбэк или вовсе его не начислил. Бывает, что МСС-код торговой точки указан неверно. Это может случиться, если магазин сменил банк или код был установлен некорректно (так называемый мискодинг).
Что может сделать клиент после такой покупки:
- Обратиться в свой банк — в чате личного кабинета или в отделении. Предоставить чек (электронный тоже подойдет), чтобы подтвердить список купленных товаров.
- Пожаловаться на мискодинг в НСПК — Национальную систему платежных карт.
МСС-код для торговой точки — что это: коротко о главном
МСС-код — это четырехзначный код, числовой идентификатор категории продавца, который обозначает тематику товаров или услуг, купленных с помощью банковской карты. Он используется для классифицирования покупок.
Существуют свои МСС-коды для разных направлений торговой деятельности и магазинов — какая у них расшифровка, можно посмотреть в интернет-справочниках.
МСС-код для торговой точки присваивается банком, занимающимся эквайрингом, и зависит МСС-код от вида деятельности точки. Платежные системы (Visa, Mastercard) и банк-эмитент не занимаются его присвоением.
Знание категории товаров или услуг, обозначенной с помощью МСС-кодов, помогает покупателям понять работу кэшбэка по их картам. Кэшбэк-системы могут иметь скрытые условия, например, ограниченные группы товаров, которые учитываются для возврата денег. Также важно внимательно изучать условия кредитных карт, т.к. некоторые операции, такие как снятие наличных или квази-кэш, могут лишить беспроцентного периода.
МСС-код определенной точки покупатель часто не может увидеть заранее. Покупатели могут прибегать к различным хитростям, например, сделать тестовый денежный перевод или использовать дебетовую карту в качестве флагомера. Также по этому вопросу можно обратиться в службу поддержки магазина.