Продукты
Решения
Тарифы
Возможности
Партнерам
Клиентам
Блог
Личный кабинет
Корзина
Контакты
Тел.+7 (495) 151-11-55
E-mail: info@uiscom.ru

Москва, улица Одесская,
дом 2, башня С (БЦ Лотос)
Получить консультацию
Связаться
Новые модели восприятия
1078 просмотров
21.12.2023

Новые модели восприятия

Всем привет!

Меня зовут Глеб Смирнов, я CEO и основатель Группы Компаний «Алмаз». Сегодня мы поговорим о моделях восприятия реальности и о том, как они влияют на нас. Я постараюсь также дать небольшую историческую справку и предсказать наше будущее. И еще я постараюсь показать, почему любое планирование в современном мире лишь будет увеличивать стресс. Но я не только буду нагнетать атмосферу, но и постараюсь рассказать, что с этим всем можно поделать.

Пару слов о том, почему я об этом говорю. Я клинический психолог, пришедший в бизнес-среду почти 20 лет назад. Тогда я услышал от моего учителя интересную фразу: бизнес — это всегда симптом своего владельца. А человек — это продукт общества. Поэтому в любом бизнесе мы можем как в зеркале видеть всё, что происходит в обществе, и наоборот. Поэтому мне как организационному психологу важно понимать, что происходит в головах у людей, что происходит в голове у общества. Вот об этом всём нам и предстоит поговорить.

Как это отразится на вас? Неведение и постоянная непредсказуемость способствуют стрессу. И зачастую осознание происходящего позволяет взять ситуацию под контроль и научиться в ней жить.То есть по сути мы будем говорить о стресс менеджменте и о том, как действовать в современном мире так, чтобы не испытывать постоянной дисфории из-за несбывшихся планов.

Давайте представим себе мир лет 150 назад. Скорее всего именно в это время родился ваш прапрадед или прапрабабушка. Всего четыре поколения назад. Просыпается как-то утром ваш прапрадед и выглядывает в окно. Что он видит? Улица, деревья, грунтовая дорога. Едет лошадь, сзади нее повозка, в повозке лежат вещи. Проходит время, он взрослеет, смотрит в окно, видит такую же лошадь, видит ту же телегу. У него появляется сын, смотрит в то же окно, а картина за окном не меняется. Лошадь, повозка. Сын взрослеет, и на колесах появляются обода из жести. Ну, собственно, и всё. Рождается ваш дед, вот он уже и лошадь видел с повозкой, и в войне успел поучаствовать, застал мобильный телефон и под конец жизни даже интернет застал. Чувствуете разницу? А прошло всего-то лет 80.

Ученые обнаружили, что срок смены поколений в 20-25 лет не изменился, а вот социальное время, которое характеризуется сменой уклада жизни постоянно уменьшается.

Как часто раньше появлялись технологии и открытия, которые принципиально меняли устройство общества? Раньше могло смениться несколько поколений, а революции в умах не происходило. Все шло не спеша, размеренно и люди успевали привыкнуть, подстроить свой мозг и быт под происходящее.

Но течение времени и события убыстрялись. В некоторых сферах «прорыв» раньше случался один раз в четыре поколения, к середине 19 века — уже раз в два поколения. А в первой половине 20 века эти циклы синхронизировались: за одно поколение менялось поведение людей под воздействием научно-технической мысли.

А дальше началось самое странное: социальное время стало опережать биологическое. В наше время за поколение человека сменяется не одна, а несколько прорывных технологий и событий, меняющих мир. Я, как и многие из вас, родился, рос и воспитывался в другой стране, с другими ценностями и логикой жизни. А сейчас мир другой! Сначала появились компьютеры, потом пейджеры, телефоны, первый iPhone и смартфоны, теперь носимые гаджеты, поисковики, блоги, социальные сети, мессенджеры, экономика совместного пользования — шеринг затрат, сейчас — промышленная революция и экономика знаний и многое-многое другое. Мир не просто изменился, мир меняется постоянно и очень быстро — человек просто не успевает за всеми изменениями.

Проведем экскурс в модели мира.

Не пропускайте новости
Получать новости
Спасибо за подписку!

Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов

1945 — 1980 гг. SPOD мир

Steady — устойчивый;

Predictable — предсказуемый;

Ordinary — простой;

Definite — определенный.

Мир после второй мировой войны. Появилось некое равновесие. Сказка, благодать, все вроде понятно. Кино, идеальные семьи, простой и определенный мир, уверенность в будущем. Мир стал предсказуемым, значит, бизнес может разрабатывать стратегии на долгий срок. Тут и появляются модели стратегического планирования (дерево целей).

1980 — 2020 гг., VUCA Мир

Volatility — изменчивый;

Uncertainty — неопределенный;

Сomplexity — сложный;

Ambiguity — неоднозначный.

Мир стал очень изменчивым. То, что вчера было хорошо, сегодня может быть уже не так. Мир стал неопределенным, неоднозначным. Важно понимать, что в мире, в котором ты не можешь что-то предсказать, планирование на долгий срок кажется очень сложным. Долгосрочным стало планирование в пределах пяти лет. Мир настолько изменчив, что есть сотни факторов, которые ты не можешь осмыслить.

2020 — 2022 гг., BANI Мир

Brittle — хрупкий;

Anxious — тревожный;

Nonlinear — нелинейный;

Incomprehensible — непостижимый.

Мир из неопределенности пошел еще дальше. Он стал еще более сложным, непредсказуемым и хрупким. Все начинает зависеть от чего-то мягкого, непонятного, непредсказуемого. И этот фактор часто не попадает в поле зрения. То судно перекрыло Суэцкий канал, то маленький вирус ворвался в мир и 4 млрд людей сидело дома.

Некогда думать, надо делать. Мир стал нелинейным: когда слишком много непредсказуемых факторов, у нас складывается впечатление, что события происходят сами по себе. Но так не бывает: на самом деле это мы чего-то не знали и не учли.

Когда мир так быстро меняется, человек начинает мириться с тем, что происходит. Как работают нейросети? Я не знаю! Почему происходит то или иное событие в мире? Я не знаю. Это мир, где любые методы классического планирования перестали работать.

2022- н.в. SHIVA Мир

Что мы знаем о Шиве?

Шива — бог разрушений, он приходил, чтобы разрушить мир. Но, что важно, разрушить только для того, чтобы создать новый.

Современный мир очень расщепленный, в нем нет понятия добра и зла. У каждой социальной группы, государства, корпорации свое понимание добра и зла. Напоминает 90-е годы в нашей стране, не так ли? Когда к тебе подходят на улице с вопросом «Ты репер или металлист?», и, независимо от того, что ты ответишь, ты получишь либо от одних, либо от других. Сводится все к тому, что мы из двух зол выбираем меньшее, менее худший сценарий. «Я буду эмпатичен к своей группе и беспощаден к группе, которая против нас.»

Но не все так просто. Тот же самый SHIVA-мир — это мир, в котором появляются смыслы, который побеждает за счет своей осознанности, понимания, что он новый и лучший.

Ну, и напоследок. Немного о целеполагании.

Всеми признанная, хорошо изученная и широко применяемая система целеполагания Waterfall по некоторым утверждениям в SHIVA мире больше не работает. Как и весь регулярный менеджмент с «отсмартовкой» задач.

Поэтому наша компания при проведении тренингов использует новую систему целеполагания под названием RCD-Карты.

С помощью RCD карт мы можем разбить нашу текущую деятельность на три блока

Run — Делаем, Change — Изменяем, Disrupt — Меняем

Как проводить изменения?

Одна из современных стратегий — создание новых моделей ведения бизнеса и новых систем поддержки этих моделей. Старые системы и модели продолжают эволюционировать вместе с соответствующими им технологиями и экономическим укладом. Получается нечто вроде би- и тримодальной модели, в которых операции, изменения и прорывные инновации организации разнесены организационно на Д-Делаем (сохранение стабильности, устойчивости и конкурентных позиций с опорой на уже доступные инструменты и техно), И-Изменяем (возможность осуществлять управляемые позитивные изменения), М-Меняем (это работа по созданию прорывных инновационных решений и технологий)

Более подробно об этой системе можно узнать на наших тренингах, конференциях и стратегических сессиях. Подписывайтесь на наш телеграм и следите за новостями. 

Оцените статью
Средняя оценка: 0
Количество голосов: 0
Поделитесь с друзьями

Новое на сайте

Спасибо за обращение
Понятно