Даже высокопрофессиональные менеджеры упускают прибыль. Поэтому так важно контролировать работу отдела продаж — в идеале каждый телефонный разговор или чат.
У РОПа может элементарно не хватать времени, ведь прослушивание звонков и анализ показателей — не единственная его забота. В статье рассказываем, в каких случаях контроль качества отдела продаж лучше доверить отдельному подразделению или подрядчику, какими профессиональными качествами должен обладать контролер и какие инструменты помогают в мониторинге сделок.
Чем занимается отдел контроля качества продаж
Контролер отслеживает работу менеджеров отдела продаж, предоставляет отчетность руководителю, дает рекомендации, как повысить показатели.
Работа отдела контроля касается и использования современных инструментов автоматизации, которые повышают скорость и качество сделок. Возьмем главную рабочую программу продажника, CRM-систему: сотрудника можно обучить работать в ней, но ежедневное добросовестное ее использование — тоже предмет контроля.
Контроль осуществляется специалистами, которые не понаслышке знают, что такое отдел продаж, и сами имеют опыт работы «на телефоне».
Важнейшим инструментом для контроля отдела продаж является виртуальная АТС. Контроль становится особенно удобным, если отдел продаж использует ее в связке с CRM-системой. Такая связка решений позволяет отслеживать сделки на всех этапах, систематически прослушивать разговоры отдела продаж и корректировать его работу.
Что оценивает ОКК
Руководитель ОП разрабатывает чек-лист менеджера отдела продаж, которым уже руководствуются в своей работе контролеры. Вот что обычно входит в чек-лист:
- выполнение скрипта;
- реализация техник продаж;
- эмоциональная составляющая диалога;
- знание продукта;
- характеристика речи;
- приведение к целевому действию: заключению сделки, договоренности о следующей встрече и т.д.
Кому нужен ОКК
Выбор шкалы оценивания
На сегодняшний день есть 2 шкалы: двоичная и балльная, которые применяют контролеры, используя IP-телефонию для записи телефонных разговоров отдела продаж.
Двоичная шкала
Если сотруднику не засчитывается какой-то пункт в чек-листе, напротив этого пункта ставится ноль либо знак минуса. Наоборот, успешно реализованные в диалоге с клиентом пункты отмечаются единицей или знаком плюса. В конце рабочего дня рассчитывается процентное сообщение всех выполненных и невыполненных пунктов.
Балльная шкала
Каждому пункту в чек-листе соответствует определенное число баллов, которое зависит от важности пункта. Например, приветствие в начале разговора очень важно, но не оно приводит к заключению сделки. А вот техника открытого слушания напрямую влияет и на лояльность собеседника, и на сделку как таковую. Следовательно, за правильное приветствие может начисляться 2 балла, а использование нужной техники, прописанной в чек-листе, оценивается в 5 баллов.
В зависимости от количества пунктов и их балльного эквивалента, нужно установить суммарные показатели в процентах:
- идеально выполненной работы;
- порога прохождения (задача выполнена, но реализованы не все пункты чек-листа);
- доли неудавшихся разговоров.
Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов
Что получает РОП
В конце отчетного периода контролеры формируют персональную отчетность по сотруднику и передает РОПу. Он узнает из нее:
- статистику выполнения KPI в соотношении со всем объемом проведенных коммуникаций;
- статистику по соответствию всем пунктам, которые вы прописываете в инструкциях для менеджеров отдела продаж;
- часто встречающиеся недочеты и отклонения от скрипта.
Собрать статистику по отделу продаж нужно и в разрезе всей команды продавцов. Так руководитель увидит полную картину:
- продуктивность работы менеджеров;
- у кого лидирующие показатели;
- насколько соблюдаются скрипты и техники продаж;
- кого надо обучить, а кто заслужил премию;
- какие ошибки — самые распространенные.
Передавать ли на аутсорс? За и против
Свои услуги на рынке предлагают специализированные компании, у которых контроль качества отдела продаж — главная экспертиза. Их плюсы:
- Независимость и непредвзятость в оценке эффективности работы отдела продаж.
- Не нужно тратить время внедрение сотрудников и создание стандартов для их работы. У аутсорсера уже есть свои стандарты, которые они могут адаптировать под заказчика, чтобы правильно контролировать работу сотрудников отдела продаж.
- Не нужны расходы на техническую организацию рабочих мест и уплата налогов за штатных сотрудников.
Недостаток работы с подрядчиком очевиден — какими бы высококлассными специалистами не были сторонние контролеры, их нужно детально познакомить с вашим бизнесом. На это тоже требуются ресурсы и время.