При внедрении CRM-системы руководители могут столкнуться с открытым или тайным сопротивлением сотрудников. Это консерватизм, предубеждения или просто непонимание ценности? В статье рассказываем, что такое CRM-система, почему она все-таки нужна и как сотрудники тайно или явно саботируют внедрение. И самое главное — как минимизировать этот протест, не применяя жесткой силы.
Зачем нужна CRM-система
При правильном использовании CRM автоматизирует процесс продаж, упрощает контроль сотрудников, избавляет от рутины и, естественно, способствует увеличению прибыли.
Основные CRM на рынке обеспечивают:
- хранение и систематизацию данных о каждом клиенте;
- персонализированные и эффективные коммуникации;
- отслеживание эффективности сотрудников онлайн;
- удобное ведение сделок без риска забыть информацию и потерять клиента.
Кроме того, CRM позволяет создать единую экосистему для автоматизации продаж, маркетинга, бухгалтерии, документооборота, благодаря интеграции с IP-телефонией, коллтрекингом, 1С и другими решениями.
Почему сотрудники не хотят работать в CRM
Нежелание на старте — это нормально. Хуже, если возражения не проработаны и сопротивление начинается на стадии внедрения, обучения или активного использования. В идеале все отрицательные настроения в команде продаж нужно выявить заранее. Разумеется, вместе с причинами.
Распространенные причины нежелания работать в CRM
Причин на самом деле много, и они отнюдь не упираются в консерватизм или ленность сотрудников. Что важно, ни одна из этих причин — не приговор внедрению.
Отторжение нового и непривычного
Многие еще помнят, как проводилась компьютеризация в организациях, где работники трудились по-советски, в тетрадках и журналах. Новые компьютеры вызывали хтонический ужас, особенно у людей старшего поколения.
Времена давно поменялись, но психология все та же. Дело не в том, что программа «эксель» или те же блокноты так удобны сотрудникам. Неудобны! Но зато привычны, а CRM-система — что-то принципиально новое. Вдруг там все сложно и запутанно? Ведь при поверхностном взгляде CRM действительно могут показаться сложными.
Непонимание ценности
Чтобы у сотрудника была мотивация работать в CRM, он должен четко понимать выгоду от ее использования. И даже не для компании и ее собственников, а для себя самого.
К примеру, когда при входящем звонке — при наличии интеграции с виртуальной АТС — на экране автоматически появляется вся информация о клиенте, сотрудник более качественно выстраивает разговор. А значит, повышается его собственная результативность.
Неверно распределены роли в проекте
Функционал CRM-систем — довольно гибкий, и его можно подстроить под специфические бизнес-процессы конкретной компании. При этом настроить CRM можно и так, что она не будет отвечать реальным запросам конечных пользователей. Это значит, что при внедрении не были учтены мнения и потребности заинтересованных лиц.
Мы уже отправили вам первое письмо с подборкой лучших материалов
Как бороться с сопротивлением при переходе на CRM
Среди экспертов встречаются разные представления о том, как «подавить бунт». Самое распространенное — напрямую привязать финансовую мотивацию к добросовестной работе в CRM. Есть более демократичные мнения: тем, кто и без CRM хорошо справляется, «продать» эту идею можно только ненавязчиво. При этом все признают, что даже «борьба» с сопротивлением персонала должна сопровождаться диалогом и обучением.